Запорожец 968А: самый компактный автомобиль СССР

В свое время запорожец стал главным героем анекдотов.

Над ним смеялись и любили, его ненавидели и обожали. Особой славой у советских граждан пользовался 968А, прозванный ушастым.

Знатоки советского автопрома называют ЗАЗ-968А наиболее удачной моделью Запорожского Автозавода.

Внешность запорожца частично взята у Chevrolet Corvair. С нее же были списаны такие легенды, как германский Trabant. Вообще для 60-х годов внешность 968-го является очень популярной и модной. Уши напоминают о приближении космической и сверхзвуковой эпох, а квадратные формы кузова – дань общемировой моде тех лет на рационализм.

Доступное авто – в каждый дом

Конструкция автомобиля продумана хорошо. Корпус очень крепкий. Не зря в народе ходили анекдоты о мерседесе и запорожце, когда на «запоре» только бампер помят, а мерседес чуть ли не в гармонь смялся.

В начале 60-х годов еще не была придумана Ока, Запорожец был самым компактным автомобилем СССР (инвалидную мотоколяску в расчет не берем, так как это скорее специальный транспорт в отличие от ЗАЗа).

В Советах не экономили на материалах, не было еще таких понятий, как экология или экономия ресурсов. Поэтому все автомобили делали из крепкого толстого металла, в отделке использовался настоящий пластик хорошего качества. А дерево, если и применялось, то было полноценно обработано лаком.

Не был исключением и наш герой. Материал корпуса – полноценная сталь, крепкий пластик. Экономия заключалась в подборе более дешевых материалов, но не в ущерб качеству. Вместо Вазовской ткани на Запорожцах сиденья обтянуты кожзамом. Также снижение цены получено за счет малых габаритов и минимального количества металла в салоне. Почти все поверхности внутри отделаны пластиком.

Так реализовывалась государственная программа по обеспечению граждан личным автотранспортом. Конечно, главная цель – наличие своего автомобиля в каждой семье – достигнута не была. Но с появлением ЗАЗовских малолитражек количество автолюбителей увеличилось на порядок. Ведь Запорожцы стоили меньше всех остальных марок – от 3600 рублей против 5100 рублей у Ваз 2101.

Отличие от предшественников

Что отличает модель 968А от предыдущих моделей? Во-первых, на нем установлен полноценный четырехцилиндровый двигатель, в то время как у собратьев по классу почти повально установлен двухцилиндровый агрегат от мотоцикла.

Впервые на советском автомобиле стоят предок кондиционера – автономная печка для салона, кнопка аварийной сигнализации и розетка для 12В приборов.

Кроме того, именно запорожские автостроители первыми установили на свои машины окна из двух не сдвижных, а раздельных секций. Маленькая форточка поворачивается по своей оси, а большое стекло опускается с помощью рычага вниз. ВАЗ взял этот вариант для своих автомобилей уже позже.

Комфорт внутри

Салон ЗАЗ 968А известен большинству советских автолюбителей, ведь для многих эта машина стала либо учебной партой, либо первым автомобилем. Купить запорожец сыну на совершеннолетие был должен каждый отец.

В целом внутри довольно просторно. Места для ног переднего пассажира хватает. Панель отделана мягким пластиком. Это сейчас можно назвать его травмобезопасным, а в то время никто об этом не думал. Делали просто, чтобы было приятно глазу и рукам.

Как и на всех советских машинах, здесь нет усилителя руля, но от этого управлять машиной не становится тяжелее. Рулевое колесо очень легкое и податливое. Органов управления машина слушается хорошо.

Инструкция автомобиля уверяет, что максимальная скорость – 120 км/ч. Но комфортной ( и главное – реальной) является скорость от 90 до 100 км/ч. На больших скоростях выше отметки 80 машину начинает трясти, но преимущество в уходящем назад реве двигателя.

Полноценный движок на малолитражке

Двигатель Запорожца известен всем своим громким ревом. После запуска этот рык наполняет не только салон, но и разносится далеко вокруг автомобиля. Уровень шума настолько высок, что двум людям во время движения приходится говорить на повышенных тонах.

Теперь подробнее о технических параметрах. На данной модели стоит полноценная «четверка» с рабочим объемом 1,2 литра и мощностью 43 лошадиных силы.

В связи с тем, что двигатель находится сзади, охлаждение силовой установки происходит через воздухозаборники – легендарные «уши». На более ранних версиях были сделаны отверстия на крышке капота. Здесь же их нет.

Также стоит обратить внимание на тот факт, что установка и съем двигателя на 968А происходят снизу. То есть двигатель отсоединяется от корпуса, опускается краном на пол. А сама машина на стапелях поднимается вверх. После ремонта двигателя процедуру выполняют в обратном порядке, по сути, надевая автомобиль на двигатель.

Запорожец 968А. Пока живой

Многие советские автомобили уже отправились на свалку или готовятся к этому последнему путешествию. Все, но не ЗАЗ 968А. Этих «жужиков» по дорогам нашей страны ездит еще довольно много, особенно в глубинке и сельской местности.

Поэтому шанс встретить эту легенду на дороге остается и по сей день. И, несмотря на репутацию низкокачественного автомобиля для небогатых, ЗАЗ вызывает в душе теплые воспоминания о минувшем прошлом отечественного автопрома.

 

You May Also Like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *